Для лучшего понимания концовки фильма мама! 2017 необходимо обратить внимание на начало фильма. Он начинается с того, как женщина сгорает в огне дома. Хавьер Бардем, здесь называемый просто Он, кладет кристалл на небольшой пьедестал, который восстанавливает дом. После этого мы видим, как мать (Дженифер Лоуренс) просыпается и начинает искать Его.
Уже в первые минуты фильм не тратит времени на объяснения, что именно нас ждет. Если это не очевидно по именам персонажей, то ясно, что Бардем в роли Его символизирует Бога, всевышнего существа, создавшего мир, а мать — это сама Природа. Значение этих ролей станет более очевидным по мере того, как конфликт будет развиваться, но уже на этом этапе нам ясно, что Он — это создатель, а мать — хранительница, которая заботится как о Нем, так и о мире. Использование супружеской пары для воплощения этих ролей органично вписывается в сюжет, и с развитием событий эти роли будут подвергнуты испытаниям.
Человек играет свою роль
Другой важной аллегорией для лучшего понимания фильма является вовлеченность человечества в формирование мира. Сначала в дом попадает таинственный человек, просто называемый «человек», который остается там, несмотря на недовольство матери. Ситуация усугубляется, когда к нему присоединяются женщина и два ссорящихся брата. Человек и женщина вызывают хаос, разрушая кристалл, к которому Он запрещает прикасаться, в то время как один из братьев, из зависти, убивает другого с помощью дверной ручки.
Если вы не догадались, включение мужчины и женщины символизирует первых людей, Адама и Еву, а братья — братьев Каина и Авеля. Их разрушительные наклонности загрязняют когда-то мирный дом, заставляя его кровоточить в местах, которые замечает только мать.
По мере того как приближается третий акт, роль человека усиливается. Он, который страдает от творческого кризиса, пытаясь создать книгу стихов, наконец публикует успешное произведение. Это привлекает бесчисленных незнакомцев в дом, все они одержимы словами Его и присягают на верность. Следующие события становятся все более дикими, начиная от разрушения дома и заканчивая полицейскими рейдами и настоящей войной. Эти незнакомцы олицетворяют человечество в целом. Их верность своему Богу и различные толкования слов Библии привели к насилию, войне и разрушению. И самое ужасное в их поступках — это то, как они обращаются с миром, в котором живут.
Бог против Природы
Хотя Он и мать в конце концов заботятся друг о друге, с развитием событий их отношения доходят до предела. Главная цель матери — поддерживать, сохранять и защищать дом, проявляя доброту к тем, кто в нем живет. Но из-за ее доброты люди злоупотребляют ей и ее ресурсами, что лишь разрушает дом. Это показано через бьющееся сердце, которое находится в стенах и увядает, пока злоупотребления не становятся слишком сильными. Он, с другой стороны, смотрит на разрушительную природу людей сквозь пальцы, поскольку они верны Ему. Разделение достигает пика в самой болезненной сцене фильма.
Сумасшествие продолжается, и мать рожает их ребенка, которого они оба изначально так ждали. Но теперь, когда одержимая толпа ждет у двери, начинается противостояние: Он хочет, чтобы толпа увидела новорожденного, а мать отказывается отдавать ребенка. После того как она засыпает, мать просыпается и обнаруживает, что Он передал ребенка толпе, разрешив им передавать его от руки к руке. Грубое обращение убивает ребенка, и мать становится свидетелем того, как толпа поедает его труп.
Очевидные религиозные аллегории к Иисусу Христу и обычаю церкви есть, но также это символизирует абсолютный низкий момент деградации матери и Его. Теперь, будучи полностью преданными своим обязанностям, они сталкиваются. Мать хочет сохранить свои творения, а Он хочет предложить своим последователям спасителя любой ценой.
Цикл продолжается
Он умоляет мать простить пришельцев, съевших ребенка, но уже слишком поздно. Мать спускается в подвал и поджигает нефтяной бак, который она нашла в начале фильма, разрушая все и всех в доме. Мать остается ужасно обожженной, но Он не получает ни царапины. Он утешает мать, прежде чем спросить, может ли Он получить ее «любовь». Когда она соглашается, Он вытаскивает ее сердце, которое оказывается тем самым кристаллом, который мы видели в начале фильма. Он ставит кристалл на пьедестал, и дом восстанавливается, а появляется новая мать.
Как лес после лесного пожара, мать восстает из пепла и начинает цикл заново. В то же время мы остаемся с вопросом: не означает ли это, что снова начнется цикл разрушений? Каждая новая эпоха человеческого существования будет включать свои формы злоупотребления миром и друг другом, предвещая их собственное разрушение. Он, как всевышнее существо, которое предопределяет цикл, имеет силу влиять на эти идеи, так будет ли он действовать по-другому в этот раз или все снова начнется с самого начала? Мы можем предположить, что, учитывая сожженную женщину в начале фильма и смерть матери здесь, цикл уже повторялся в прошлом. Так что, возможно, это их судьба повторять трагедию до конца времен.